По окончании войны в алюминиевой промышленности, целиком ориентированной ранее на военную авиацию, оказались свободными значительные мощности. Одновременно остро встал вопрос строительства жилищ и других гражданских зданий. Вероятно, первой ласточкой применения алюминия в эти годы стало строительство коттеджей для увольняемых из армии офицеров английских ВВС. Первый блин, как водится, вышел комом — алюминиевые панели с утеплителем из газобетона оказались недолговечными. Но джинн из бутылки уже был выпущен, и чудеса не заставили себя ждать, процесс, как говорится, пошел. Один лишь пример: в середине пятидесятых годов 22-этажное здание корпорации Алкоа (г. Питтсбург, США) было полностью одето алюминиевыми стеновыми панелями за 10 часов.
Ценность алюминия в строительстве определяется его высокой технологичностью, коррозионной стойкостью и архитектурной выразительностью. Почти столь же существенна и малая плотность при достаточно высокой удельной прочности, что особенно ценно в большепролетных конструкциях, где основной нагрузкой оказывается собственный вес.
Технологическая цепочка начинается с изготовления профилей. В отличие от стальных профилей, получаемых горячей прокаткой или гибкой, используется экструзионное прессование — нагретый алюминий продавливают череп фигурное отверстие. Примерно так же получают макароны и многопустотные керамические блоки, профили из пластмасс и колбаску зубной пасты, выжимаемую из тюбика.
Прессование открывает необычайно широкие возможности получения разнообразных сечений. Из алюминия достаточно просто изготовить профиль с пазом для закладки герметизирующей резиновой прокладки или так оформить кромки, чтобы смежные профили соединялись в шпунт, в ласточкин хвост или в замок. Технология прессования позволяет очень быстро переходить к производству новых изделий: смена инструмента занимает считанные минуты.
В одной фразе принципиальное различие подхода к созданию стальных и алюминиевых узлов можно выразить так: для стали все определяется профилем, для алюминия — конструкцией. Это означает, что стальную конструкцию проектируют в расчете на имеющийся сортамент, а для алюминиевой — специально создают рациональные профили.
Алюминий как строительный материал используется главным образом в так называемых ограждающих конструкциях, то есть легких навесных стенах, окнах, витражах, подвесных потолках и т.п. В 1959 году во Всесоюзном институте легких сплавов (ВИЛСе) были разработаны и изготовлены совместно с одним из самолетостроительных заводов алюминиевые оконные рамы для нескольких жилых домов в Москве. Тогда же в самом ВИЛСе построено первое в Советском Союзе здание с цельноалюминиевыми стеновыми панелями. В качестве теплоизоляции применен пенопласт. В здании были установлены также алюминиевые перегородки и подвесные потолки.
В начале шестидесятых годов стали появляться алюминиевые витражи, двери, перегородки в небольших магазинах, санаториях, административных помещениях. Спрос родил предложение, и ряд предприятий, в основном машиностроительных, организовал кустарные участки по изготовлению алюминиевых конструкций. Качество их, правда, было весьма низкое, образно говоря — качества не было. Отрадным исключением стали конструкции уникальных зданий, изготовленные оборонными заводами.
Разработчикам строительных алюминиевых конструкций издавна отравляла жизнь их высокая теплопроводность. Даже в странах со сравнительно мягким климатом значительную часть года алюминиевые окна «плакали», а то и вовсе покрывались наледью. Пытаясь найти какой-то выход, устраивали различного вида дренажи, порой весьма хитроумные, для отвода на улицу конденсата. Однако такое решение было сложным, дорогим и не очень надежным. Тогда конструкторы предложили комбинированный профиль с термовкладышем из резины или пластмассы. Такие окна стали преобладающими в северных районах Европы, США, Японии.
Шестидесятые-семидесятые годы были у нас временем увлечения алюминиевыми конструкциями. Ими занимались десятки научно-исследовательских и проектных институтов. В этот период были разработаны и осуществлены навесные стены общественных, административных и промышленных зданий, покрытия больших пролетов, разнообразные системы витражей, целая гамма сборных и сборно-разборных зданий. Шло овладение мастерством, постижение секретов строительного алюминия, возникало чувство материала, которое отличает настоящее искусство от ремесла. Оптимистический тезис «делать из алюминия все можно», навеянный безграничными возможностями прессования, дополнился более взвешенным: «но не все нужно».
Не обошлось и без ошибок, иногда неприятных, иногда комических. Так, например, кровлю медеплавильного комбината, на которой оседают продукты выброса, сделали из алюминия, забыв, что контакт с медью для него смертелен. Самое первое здание с алюминиевыми стенами, возведенное в 1959 году, сдавалось ранней весной. Перед заселением создали совещание. Собравшиеся вполуха слушали докладчика и в некотором умилении оглядывали диковинный по тем временам интерьер. И тут здание потряс удар такой мощи, что присутствующие вскочили в состоянии близком к панике. Затем еще удар, потом еще... Почти артиллерийский салют в честь завершения строительства!
А случилось вот что. Днем, под лучами весеннего солнышка, воздух внутри герметичной панели нагревался, расширялся, и закрепленные в каркасе листы выпучивались. Вечером весенний воздух в полостях быстро охлаждался, давление в них падало, и алюминиевые листы втягивались внутрь. В момент прохождения нейтрального положения и раздавался хлопок. Пальба продолжалась еще несколько дней, пока в результате сотрясений герметизация не нарушилась и панели замокли одна за другой.
К концу 60-х годов авиационная промышленность, в системе которой в то время находились заводы, выпускающие алюминиевые профили илисты, перестала удовлетворять возрастающие потребности гражданского строительства. Поэтому в 1969 годы было принято постановление о сооружении специализированных заводов алюминиевых конструкций.
Они в основном предназначались для выпуска массовой продукции: окон с одинарным, двойным и тройным остеклением, витражей, перегородок, акустических и декоративных подвесных потолков, сэндвич-панелей (т.е. многослойных) с теплоизоляцией из пенопласта, профилированных листов для кровли и стен полистовой сборки... К концу 1975 года было изготовлено более 300 тысяч тонн алюминиевых конструкций хорошего качества. Немного, конечно, по сравнению с 1,3 — 1,5 миллионами тонн в Америке, но для начала все же неплохо.