О могучем техническом прогрессе XVIII и XIX веков написано множество исследований, в которых с той или иной степенью точности отражается сложный, противоречивый и многосторонний процесс технического развития. Но есть у истории один нелицеприятный и очень правдивый свидетель — карикатура.
Техника и карикатура? Сопоставление необычное. Но тем не менее именно карикатура очень много может рассказать об истории техники. Художники-карикатуристы, живо откликаясь на все злободневные вопросы, не могли не заметить, как меняется весь уклад жизни с развитием техники. Остроумные рисунки улыбались со страниц журналов и газет, но иногда эти улыбки были грустными, иногда злыми, иногда трагическими; и по этим улыбкам можно судить, как встречались те или иные изобретения в различных слоях общества.
К середине XIX века в странах Европы раскинулась широкая сеть железных дорог. Появление многочисленных поездов означало не только удобство сообщения, но и способствовало бурному развитию торговли, усилению могущества денежного мешка. Стараясь подчеркнуть это, художник изображает поезд в виде паука, который широко раскинул паутину рельсов и притаился в ожидании жертвы;
сейчас он схватит ее и поглотит, зловеще сверкают его глаза-фары. В этом рисунке ясно ощущается протест сторонников патриархальной старины, которым казалось, что железнодорожные насыпи уродуют луга и поля, зря портят плодородную землю, отравляют воздух дымом и копотью, несут в села из городов физические и моральные болезни.
Каждое новое изобретение означало передачу машине все большего числа операций, которые ранее проделывались человеческими руками. Возникал вопрос: а что может случиться, если машина полностью заменит человека? И веселая фантазия художника Гренвиля представила такую сценку. На эстраде солисты парового концерта — господин Локомотив и девица Фабричная Труба — исполняют лирический дуэт. Судя по всему, исполнители искренне увлечены; у трубача вдохновенный вид, а певица по всем правилам хорошего тона закатила глаза, и их нисколько не смущают клубы пара, заполняющие всю сцену.
Первые паровые машины, будь то пресс, молот, паровоз, не были и не могли быть совершенными. Так, на протяжении всего XIX века были очень часты - случаи крушений поездов. Несомненным откликом на это обстоятельство был иронический рисунок, которым художник «запатентовал» эффективное приспособление, защищающее поезда от крушений. Оказалось, что достаточно снабдить состав своеобразными мостками с рельсами впереди и сзади состава, чтобы встречный паровоз легко въезжал на них и благополучно продолжал дальнейший путь по крышам состава.
Очень остроумно высмеивал конструкторов-неудачников английский художник В. Хийс Робинсон. Он создал целую серию веселых рисунков, где изобразил самые невероятные машины, построенные строго по законам физики, действующие безотказно и даже «сверхэффективно».
На одном из таких рисунков изображен пресс лимонадной фабрики, который вот-вот будет запущен в работу. В этот ответственный момент у пресса собрался весь обслуживающий персонал, всего одиннадцать человек. Под чудовищным грузом старательно укладывается лимон так, чтобы сок его был выжат в огромную бадью. Еще минута — и стоящий слева рабочий, держащий в руке ножницы, перережет веревку — груз упадет. Лимон будет выжат несомненно, но вряд ли действие пресса только этим и ограничится, не говоря уже о том, что случится, если рабочий поспешит разрезать веревку!
Не менее забавны и другие рисунки Робинсона: «Изготовление соуса из анчоусов», «Машина для лущения гороха» и, наконец, «Испытание искусственных зубов».
Конец XIX века был ознаменован появлением нового вида транспорта — автомобиля. Автомобиль быстро завоевал признание, несмотря на то, что первые машины были настолько несовершенными, что езда на них отнюдь не была удовольствием, а внешний вид тоже оставлял желать много лучшего. Первые образцы не так-то легко было сдвинуть с места, они плохо слушались руля; непрочные шины то и дело страдали от проколов, рессоры ломались, система питания засорялась. Все эти «прелести» автомобильной езды удачно высмеяны в рисунке «Автомобиль-лягушка». Пусть такого автомобиля никогда не было, зато этот фантастический прыгун ярче любых описаний позволяет представить муки первых автомобилистов и их своего рода мужество, которое не позволило им бросить любимый спорт.
Несмотря на отрицательные и смешные моменты, развитие техники в целом означало несомненный прогресс человечества, торжество разума и точных знаний, и этот факт не мог не быть отмеченным художниками-карикатуристами, правда, по-своему — шутливо.
Успехи воздухоплавания послужили поводом для появления меткой многоплановой, хотя и несколько зловещей карикатуры Гейне, одного из виднейших участников объединения немецких художников-плакатистов начала века «Симплициссимус». Властителю морей старику Нептуну, столько веков державшему в страхе людей, пришлось повеситься от злости, ибо пришел конец его власти. Художник воспевает независимого, всесильного человека, его власть над стихией, победу над темными суевериями.
Предельно ярко выразил свои чувства художник — автор шаржа на Сименса, одного из пионеров электрического освещения, ученого и инженера.
Придет время, рассказывает нам рисунок «Дирижабль-тягач», когда даже такая сложная машина, как дирижабль (надо помнить, что воздухоплавание было вершиной технического прогресса в конце XIX века), станет обычной и вполне послушной человеку.
Прошло более полутора веков. Техника шагнула так далеко в своем развитии, что полностью изменила весь жизненный уклад общества. Машина прочно вошла в наш быт, стала его органической, неотъемлемой частью, и мы с улыбкой смотрим на остроумные рисунки карикатуристов прошлого, которые запечатлели историю развития техники.