Знакомство с биографиями ученых-физиков позволяет найти ряд любопытных сведений и занятных совпадений.
Оказывается, наиболее щедрый на физиков месяц — это первый месяц весны, март. В марте родились Алиханов, Араго, Альвен, Брэгг, Вавилов, Бунзен, Векслер, Ган, Дебай, Декарт, Ф. Жолио-Кюри, Зельдович, Кирхгоф, Лаплас, Лебедев, Милликен, Ом, Попов, Рентген, Эйнштейн. Такое созвездие имен! Если добавить менее знаменитых физиков, приведенный список можно было бы удвоить. А если бы все перечисленные ученые были бы современниками, то 8 марта смогли бы вместе отмечать свой день рождения Альвен, Ган, Зельдович и Лебедев; 31 марта — Брэгг, Бунзен и Декарт; 16 марта — Ом и Попов.
Из биографических сведений о физиках выясняется также, что многие из них были или первыми, или к тому же и единственными детьми в семье. Это, например, Эйнштейн, Герц, Бор, Галилей, Максвелл, Курчатов, Юнг, Френель, Карно, И. Жолио-Кюри... Но эта закономерность имеет исключения, да еще какие! Так, вторыми детьми в семье были Г. Лоренц, Лебедев, де Бройль, Ландау, Белл, Ампер, П. Кюри; третьими — Ферми, Дальтон, Авогадро. И далее: Тесла, Резерфорд и Бунзен были четвертыми детьми в своих семьях, М. Склодовская-Кюри — пятая, а Ф. Жолио-Кюри — шестой. Бойль был седьмым мальчиком из четырнадцати детей графа Корка. Пропуская промежуточные цифры, закончим Б. Франклином, который имел четырнадцать старших братьев и сестер.ф Способности к самостоятельным исследованиям рано проявились, например, у Максвелла, Томсона, Гамильтона, Паскаля, Боголюбова. Первая статья Максвелла — о многофокусных кривых—была опубликована в трудах Королевского общества, когда ему было 15 лет. В. Томсон (лорд Кельвин) в десятилетнем возрасте стал студентом университета в Глазго, а в двадцать два — профессором этого университета. Двадцатилетний Гамильтон, еще не кончив своего колледжа, был назначен профессором этого учебного заведения. Очень рано вошел в большую науку советский ученый Николай Николаевич Боголюбов. Академик Н. Крылов после беседы с четырнадцатилетним пареньком, окончившим сельскую семилетнюю школу, взял его к себе в ученики и до предела загрузил работой. Не прошло и года, как ученик написал свою первую научную статью. К этому времени ему исполнилось 15 лет. Специальным решением Наркомпроса пятнадцатилетний подросток был зачислен в аспирантуру. А еще через два года юный математик стал сотрудником кафедры математической физики. Как классический пример ранней гениальности вошел в историю науки Паскаль. Он Написал свой первый математический трактат «Опыт конических сечений» в возрасте пятнадцати лет. В восемнадцать он сконструировал суммирующую машину — прообраз арифмометра. Рано проявилась незаурядность мышления у Ландау, Лоренца, Бора, Лебедева, Ферми.
Увлечения физиков в свободное время не подчиняются классификации. Уатт любил работать в саду; Хладни все свободное время отдавал изобретательству; Вуд отдыхал, занимаясь фотографией, Тамм — альпинизмом. Любимым занятием Макса Лауэ было вождение автомобиля. Даже при поездках на чужой машине он просил разрешения хотьненадолго сесть за руль. Рентген всегда ценил физический труд как отдых после напряженной умственной работы. Он говорил, что физический труд имеет то преимущество, что радость успеха в нем обычно приходит быстрее, результаты видны сразу. Академик П. Л. Капица вполне серьезно увлекается коллекционированием старинных часов. Ф. Жолио-Кюри был заядлым рыболовом, но не дилетантом, а крупным специалистом, почти ихтиологом. Говорили, что его познания о рыбах можно сравнить с его познаниями в области ядерной физики. Он мог безошибочно назвать любую пойманную морскую или речную рыбу, знал их биологические особенности. Бретанские рыбаки восхищались его умением предсказывать погоду в море, управлять яхтой. А другой французский физик — Поль Ланжевен — достиг в искусстве дегустирования вин профессионального уровня. По одному глотку он МОГ определить марку любого вина, его возраст, сорт винограда, местность, откуда оно доставлено.
Многие ученые все свободное время посвящали спорту. Нильс Бор в молодости был футболистом такой высокой квалификации, что национальная сборная не раз доверяла ему защиту своих ворот. Когда в 1922 году Нобелевский комитет отметил его высокой наградой, одна датская газета писала: «Известному футболисту Нильсу Бору присуждена Нобелевская премия».
Страстными альпинистами были Дирак, Леьгмюр, Тамм. Планк ходил в горы до глубокой старости, в возрасте 80 лет он поднялся на вершину Большого Венициана в Татрах.
Декарт, Майкельсон и Карно с увлечением фехтовали. Правда, последнему умелое владение шпагой вменялось в обязанность — он был военным.