Принято считать, что ремесла, связанные с обработкой металлов, издревле были монополией мужчин. Однако данные археологии показывают, что в конце первого — начале второго тысячелетия нашей эры у финно-угорских племен Поволжья и Прикамья литейным делом занимались преимущественно женщины.
В то время в женском уборе и одежде распространились бронзовые украшения — «шумящие подвески». Для их отливки использовались модели из провощенных нитей. Изготовление моделей («восковое вязанье») было сходно с вязанием, плетением, вышиванием, поэтому и выделилось женское литейное ремесло. Этот вывод, сделанный академиком Б. А. Рыбаковым в книге «Ремесло Древней Руси» еще в 1948 году, подтверждается новыми находками в могильниках племен мари, муромы, мордвы и мери, К настоящему времени археологи обнаружили около 120 погребений женщин, занимавшихся литейным делом. Доказательством этого служит найденные в могилах орудия (льячки, каменные и глиняные формочки для отливки мелких украшений, шилья, молоточки), а также слитки олова, свинца, латуни, других металлов и сплавов.
В IX—X веках ремесленницы достигают вершин мастерства, используют сложнейшие приемы ювелирной техники — зернение, скань. Украшения изготавливают в расчете на рынок, на массового покупателя. Особый интерес представляют Открытые в разных могильниках семь погребений девочек с орудиями (очевидно, это были ученицы), а также найденные у очагов одного из поселений веси (тоже финно-угорского племени) миниатюрные льячки и тигельки,- которые, вероятно, были не только игрушками, но и своеобразными наглядными пособиями.
Однако с X века в этом ремесле возрастает роль мужчин. Женщины, плавившие металл в домашних условиях, как правило, на очаге, не могли конкурировать с мужчинами-кузнецами, которые использовалигорны и к XII—XIII векам (а в ряде районов и раньше) сосредоточили в своих руках не только ковку, но и литье.
Л. Голубева. Женщины-литейщицы (к истории женского ремесленного литья у финно-угров). «Советская археология», № 4, 1984.